Евреи в Гомеле и гомельских окрестностях с начала XVI до начала XX века / А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей

21.02.2016 17:22

Публикуем фрагмент из известной книги: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей. - Гомель: Барк, 2009. - С. 60-61.

Наличие всего двух очевидных еврейских имён среди дворовладельцев Гомеля в 1681 году (Иуда Кальманович, Кальман Жид, два еврея-дворовладельца, как можно полагать, с семьями) является следствием событий 40–60-х годов XVII века.

Накануне казацкой войны количество евреев в Гомеле достигало нескольких тысяч – от двух до трёх. В 1648–1649 годах самые зажиточные из них сумели сняться и уехать в другие места, а те, что остались, были фактически уничтожены во время захватов казаками города.

Первые евреи появились в Гомее не ранее начала XVI века и то, скорее всего, после того, как город был возвращён в 1535 году в состав Великого княжества Литовского.

В пределы этого государства евреи активно переселялись ещё в период правления князя Витовта (1392–1430 годы). Это были в основном зажиточные торговцы и богатые дельцы, искавшие новые места для выгодного вложения своих капиталов. Но до 1495 года, когда великий князь Александр изгнал всех евреев из Великого княжества Литовского, оседлое еврейское население имелось только в шести городах государства – Бресте, Гродно, Троках, Луцке, Владимире-Волынском и Киеве.

Ситуация изменилась с начала XVI века, когда увеличилось переселение евреев из Чехии, Нижней Австрии, Италии, Брауншвейга, Бранденбурга. В основном это была средняя и бедная еврейская масса, вытесненная из старых, насиженных мест конкуренцией, а также национальной и религиозной нетерпимостью.

Настоящий поток евреев хлынул в окрестности Гомеля после образования Речи Посполитой (1569 год) и особенно после окончания в 1583 году Ливонской войны, когда польский король Стефан Баторий раздаривал шляхте, отличившейся в войне, земли и другие «выгоды» на восточных окраинах государства. Евреи в войне не участвовали, и земля им не была нужна, но они являлись «спутниками» потока польских переселенцев с запада на восток, в Великое княжество Литовское, в том числе и в Гомель.

В 1775 году, через три года после присоединения Гомеля к России, евреи составляли почти третью часть населения города, в котором в то время проживало 1909 человек. Правда, собственно гомелянами считались 1692 человека, остальные были пришлыми, нездешними людьми, появившимися в Гомеле в поисках заработка.

После присоединения к России количество евреев в Гомеле начало резко возрастать и к 1911 году достигло 30 тысяч 708 человек при общей численности населения в 79 тысяч 107 человек (Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. – Т. XXIII. Могилёвская губерния. – СПб, 1903). Значительное число евреев в Гомеле, как, впрочем, и в других белорусских городах и местечках, объясняется национальной политикой царского правительства.

С конца XVIII века для евреев была установлена черта оседлости. Места их проживания ограничивались 15 западными губерниями, в том числе и белорусскими. Евреям запрещалось приобретать землю в частную собственность и селиться за пределами городов. В городах Беларуси евреи составляли основную массу торгово-ремесленного населения.

Источник: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей. - Гомель: Барк, 2009. - С. 60-61. Ссылка на автора и печатное издание в соответствии с действующим законодательством обязательна.