Гомель и окрестные радимичские земли на фоне событий древнерусской истории с 1070-х годов до 1142 года

22.01.2017 15:21

Выплачивая черниговскому князю дань, радимичи продолжали жить по законам и обычаям своих предков, поскольку образ жизни спокойных и вполне покорных обитателей Посожья мало интересовал Владимира Всеволодовича Мономаха, как и его отца Всеволода, вынужденных решать куда более насущные и важные для их блага и безопасности задачи...

В Гомие управлял наместник князя, собиравший подати с основного городского населения – ремесленников, а также с жителей окрестных неукреплённых радимичских сёл.

Христианская церковная организация в то время ещё не распространила своего влияния на жителей деревень, в отличие от города, где уже существовала Николаевская церковь. Волотовское святилище бога Велеса (Волоса), скорее всего, уже не функционировало, однако радимичи более отдалённых гомийских окрестностей по-прежнему придерживались языческих обрядов, а в самых глухих лесных районах приносили жертвы языческим богам и совершали над умершими обряд трупосожжения.

Одно из таких мест, на наш взгляд, связано с окрестностями современной деревни Кузьминичи Добрушского района Гомельской области. Здесь, на возвышенности среди дремучего леса, находилось капище Перуна..

В глухих лесных местах, существовали посёлки совершенно свободных людей, не знавших никаких форм подчинения и, по всей видимости, не плативших даже обычный оброк (повоз), не говоря уже о более тяжёлой форме повинности – необходимости работать на феодальной пашне, строить хоромы, ремонтировать городские укрепления.

Твёрдая власть Владимира Мономаха некоторое время избавляла гомелян от разорения половцами, которые терроризировали всю Южную Русь..

Этноним радимичи последний раз был упомянут в летописях под записью «в год 1169», что подтверждает наличие у населения Посожья радимичского самосознания даже тогда, когда слово Русь было общим названием обширной восточнославянской конфедерации.

На северо-западной периферии радимичского ареала, вдали от интеграционных импульсов, шедших из Чернигова и Киева, составлявших центр Русской земли, радимичское самосознание могло сохраняться значительно дольше, чем в Гомие и его ближайших окрестностях..

Отрывок из книги: © А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. – С. 80–83. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Полный текст: Гомель и окрестные земли с 1070-х гг. до 1142 г.-signed.pdf (244933)