Как правильно объяснять название Гомель

24.12.2015 22:02

В названии Гомель (исторически – Гомий, Гомей) – три содержательных пласта. Верхний – «Го! Го! Го! Мель!». Средний – «холмистая местность» или «пересеченная местность». Нижний − исходный и самый глубокий по смыслу – «город Гома».

Гом – легендарный прародитель, предок. Его имя и название местности (города) – одно и то же. Это – Логос, в котором слово-понятие и называемое отождествились.

Прежде всего, Гом – олицетворение звука и звучания (ср. белорусские слова гаманіць, гоман, гаманлівы и т. п.). Понятие «звук» соотносилось с понятиями «таинство» и «начало». Звучащая речь, процесс говорения, само слово, как мы видели на примере Бояна, наделялись созидающими и творящими, рождающими и одновременно предопределяющими свойствами. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО!..

В этом смысле Гом – олицетворение истоков, символ творящего, созидающего начала, божественный Логос, своего рода тотемный предок, с которым связано всё сущее, все земные реалии, в том числе поселение Гома (Гомий – с притяжательным суффиксом -ий-) и его обитателями.

С другой стороны, имя Гом связано с древней интернациональной корневой основой гом- в значении «нечто выпуклое, круглое, возвышенное». Возвышенность, гора – символ мироздания. Не случайно капища устраивались на возвышенных местах, позже там же ставились и христианские храмы.

Курганы, могильные холмы символизировали в миниатюре Вселенную и присущую ей взаимосвязь жизни и смерти. Могила – одновременно насыпь и углубление. Отсюда – соответствие надсожских реалий, береговых холмов и оврагов и топонима Гомий.

Могила с надмогильной насыпью – это символ материнской утробы и прелюдия рождения, с характерным для него проявлением жизни посредством голоса (сначала – крика, плача, затем – обычного слова, речи,
в некоторых случаях – посредством песни). Поэтому кажущиеся омонимичными корневые основы гом-1 и гом-2 в действительности представляют собой один звуковой комплекс с соотносимыми значениями.

В древности Логос (Разум, Слово) и Вселенная отождествлялись. В этом смысле прародитель Гом является художественно-образным воспроизведением вечного круговорота бытия и небытия, безостановочного продолжения жизни.

Из книги: Рогалев, А. Ф. Мир, человек, язык (опыт философии языка) / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2010. – С 176-177. Ссылка на автора и книгу в соответствии с действующим законодательством строго обязательна.