Обряд перепекания больного ребёнка у радимичей. Символика печи.

21.05.2016 10:08

У радимичей, преемственно связанных с предшествующим населением Посожья, существовал восходящий к древнейшей инициации обряд «перепекания», который заключался в следующем. Часто болевшего или слабого от рождения ребёнка помещали в печь («материнское начало») и «перепекали», имитируя новое рождение.

Такому ребёнку могли присвоить прозвание Печень в значении «печёный» или Перепеча «перепечённый» (в Гомеле есть носители фамилий Печень и Перепеча).

Сын Печеня нередко получал имя Печёнко (буквально «малый Печень») или отчество Печенёв, ставшие впоследствии фамилиями.

Заметим, что в печи действительно часто лечили не только детей, но и взрослых. Человека плотно укутывали в толстую материю (в новое время – в одеяло) и сажали в натопленную печь на несколько минут.

В разговорном стиле литературного языка, в бытовой сфере нередко для негативной характеристики человека употребляется слово недопеченный в значении «неудалый», «ни на что не годный». Это слово – не что иное, как отголосок древнейших представлений о функции печи и связанных с нею обрядовых действий.

Есть ещё одно словесное выражение, отображающее символику печи, – плясать от печки. В основе этого выражения – буквальное соприкасание с печью или обращение к ней перед началом многих дел и предприятий.

Рождавшегося ребёнка трижды обносили вокруг печи. Сваты перед тем, как идти сватать девушку, дотрагивались в доме до печи. Сваха, войдя в дом предполагаемой невесты, грела руки у печи. На следующий день после свадьбы молодую жену подводили к печи, что обеспечивало, как считали, рождающую силу женщины.

© Из книги: А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах. – Гомель: Барк, 2006. – С. 35. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.