Родовые общины с культом прародителя-медведя. Древний Гомель и окрестности // исследование А. Ф. Рогалева

19.03.2016 14:02

Имеющиеся у нас материалы свидетельствуют о существовании в окрестностях Гомеля примерно в XI веке (более ранних материалов нет) родовых групп (общин), считавших своим прародителем медведя.  

Культ предка, тотемом которого выступал медведь, известен в разных частях восточнославянской территории. Этот культ ведёт своё начало с каменного века, о чём свидетельствуют, кроме археологических и этнографических материалов, данные индоевропейских языков, в которых имеются соответствия слов в значении «медведь» со словами, означающими «небо», «Вселенная», «гора» (символ Вселенной). Обнаруживается и соотношение значений «медведь» – «человек».

В окрестностях древнего Гомеля медвежий культ существовал, в частности, в окрестностях деревни Волотова, где позже сменился почитанием бога Велеса (Волоса), чей образ нередко сочетался с образом предшествовавшего божества Медведя.

В тотемистических мифах почитаемый в качестве божественного предка медведь, вступая в брак с женщиной, становится родоначальником определённой группы людей (рода, племени, общины), ведущих от него свое начало. Родство с медведем отображают восточнославянские диалектные названия медведя и медведицы: Отец, Дед, Дедушка, Старик, Дядя, Мать, Бабушка, Старуха.

Первоначального названия медведя нет ни в одном языке, потому что оно обязательно табуировалось. Славянское слово медведь представляет собой описательное наименование в значении «тот, кто ест мед», возникшее вместо какого-то более древнего обозначения, на которое было наложено табу. Отголосками табу на имя медведя можно считать такие народные обозначения зверя, как Лесовой Человек, Хозяин, Владыка, Князь зверей, Михайло Иваныч, Михаил Иванович Топтыгин. Эти образные обозначения употреблялись вместо основного – медведь – и представляли собой результат так называемого вторичного табу (запрета на употребление уже самого слова медведь).

Кроме того, эти же обозначения сохраняют отчётливые следы давних представлений о медведе как родоначальнике, прародителе, защитнике и покровителе. В таком аспекте личное имя Медведь и целый ряд возможных антропонимов, образованных от названий частей тела медведя (Медвежий Глаз, Медвежья Лапа, Медвежий Зуб, Медвежий Клык, Медвежий Язык, Медвежья Пасть и т. п.) или свойств зверя, его реальных или воображаемых действий (Бурый, Сильный, Тяжёлый, Могучий, Храбрый, Непобедимый; Медолюб, Охотник, Защитник, Ревун, Топотун и т. п.), осмыслялись не только как указание на родство с тотемом, но и как словесная защита от внешних злых сил, охранный «заговор», способ передачи качеств предка членам рода или общины.

С другой стороны, медведь мог именоваться Зверем Лютым, Диким Извергом, Разрушителем, Железной Шерстью и являться олицетворением зла и уничтожения. Противоречия в этой двойственности восприятия медведя нет, поскольку одно и то же животное нередко являлось тотемным предком двух соседних общин или племён, соответственно свой тотем-медведь мыслился как покровитель, а чужой – как враг, разрушитель и похититель.

Противостояние тотемных предков отображало борьбу тотемистических групп за территорию, места сбора даров природы и охоты. В древности члены одной родоплеменной группы похищали представителей соседнего племени для принесения в жертву своему тотему. Так же часто поступали и с пленными.

По мере стирания очевидных тотемных «красок» имя Медведь и другие личные имена, связанные с частями тела медведя (имеются в виду имена Зуб, Ухо, Лапа, Глаз, фиксировавшиеся и в древнем Гомеле), становились исключительно типовыми, традиционными, лишенными очевидного и осмысляемого тотемно-мифологического содержания. Символика зверя, однако, оставалась в подсознательной сфере, сохранялась в поверьях и преданиях. В сочетании с практической стороной сознания и опытом это обусловливало использование звукового комплекса Медведь в качестве имени-пожелания новорождённому быть сильным и здоровым, как медведь.

В новое время при использовании обозначения Медведь в качестве прозвища часто имели в виду реальный авторитет человека в коллективе, его весомое слово в разрешении разных проблем и спорных вопросов. Прозвище Медведь в значении «толстый, неуклюжий, неповоротливый человек», по-видимому, является наиболее поздним в длительном процессе смысловой трансформации исходного тотемного имени.

© Использованы материалы книги: А. Ф. Рогалев. Неизвестные страницы истории Гомеля (2015 год).