Староообрядцы в Гомеле. Савва Тимофеевич Дрыбинцов (самый известный гомельский старовер конца 19 - начала 20 века).

21.01.2016 07:48

Из книги: А. Ф. Рогалев. От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах именах, лицах. - 2-е изд., перераб. и доп. - Гомель: Барк, 2006.

Возрастание числа фамилий русского типа во второй половине XVIII века объясняется притоком в город и особенно в его окрестности русских переселенцев из различных районов России. 

Среди этих переселенцев преобладали старообрядцы, селившиеся, как правило, отдельно от коренного населения.

Непосредственно в Гомеле оседали мастеровые, ремесленники и торговцы, к старообрядцам не относившиеся. 

Поселения же русских раскольников к середине XVIII века буквально окружали Гомель. 

Кроме раскольничьей Спасовой Слободы, непосредственно примыкавшей к городу, староверческими являлись слобода Новая Мильча (ныне – в Советском районе Гомеля), Щекотовская Дача (на территории нынешнего Новобелицкого района Гомеля), Монастырёк (юго-восточная окраина современного города, Советский район). 

В 1773–1775 годах в одной только Спасовой слободе проживали 557 человек русской национальности (с. 74).

Старообрядческий Ильинский храм на территории бывшей Спасовой слободы

   
 

Из книги: Л. А. Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. (Москва, 1900), с. 24:

 ...Самым известным гомельским старовером в конце XIX – начале XX века был Савва Тимофеевич Дрыбинцов.

Он умер в 1911 году и был похоронен на старообрядческом кладбище, территория которого с остатками заброшенных могил находится возле улиц Энгельса и Льва Толстого (начальная часть микрорайона "Монастырёк"). Здесь же – могила и его жены, Пелагеи Андреевны.

О состоянии территории кладбища есть материал под названием "Фотофакт: в Гомеле есть кладбище, которое в упор не замечают"; см. по ссылке: http://gomelnews.onliner.by/2013/07/30/kosti-2/

В названном материале указана могила С. Т. Дрыбинцова и его жены, но мало что сказано о самом человеке.

Савва Тимофеевич Дрыбинцов был из числа тех личностей, которые составляли дореволюционную гомельскую элиту. Ему, зажиточному староверу, купцу, принадлежали не только дома на Фельдмаршальской улице (улица Пролетарская), но и имение Верхулище в Дудичской волости Рогачёвского уезда (с 1934 года – посёлок Барченки Ветковского района).

В начале 1990-х годов на территории заброшенного кладбища планировалось строить католический костёл. Тогда наиболее активные из гомельских старообрядцев по инициативе светлой памяти Евгении Петровны Ковалёвой, хорошо знавшей историю района Монастырька и всех прилегающих улиц и помогавшей нам в сборе фактического материала для книги "От Гомиюка до Гомеля...", сумели убедить гомельские власти отказаться от этой затеи.

Крест староверов

Сегодня, судя по материалу, опубликованному на Onliner, на территории староверческого кладбища творится кощунство (читайте материал по ссылке). В комментариях к материалу есть даже предложения застроить данную территорию... 

Впрочем, нам известно, что потенциальные частные застройщики побаиваются возводить строения на костях.

Да, мёртвые возопиют! Уже и сейчас от могил исходят энергетические сигналы одуматься. Напомним, о чём предупреждает известный маг Владимир Старовер:


"Вместо того, чтобы воспользоваться дарами Вселенной, человек с наслаждением окунается в чёрные будни! Это просто преступление против самих себя, против мироздания...

Проклятие ждёт каждого, кто нарушит покой мёртвых!"

Центр Гомеля стоит на шести или семи древних кладбищах. И эти места нет-нет, да и дают о себе знать. Об этом читайте в нашем материале "Жизнь на кладбище..." в книге:

А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). - Гомель: Барк, 2012. - С. 182-190.

Что касается территории заброшенного кладбища старообрядцев, то её, на наш взгляд, следовало бы очистить, огородить, снабдить памятными знаками и превратить в музейную зону, восстановив оставшиеся надгробия.

Староверческие книги

Добавим к сказанному, что граф Николай Петрович Румянцев был по отношению к гомельской староверческой культуре подлинным меценатом.

Из книги: Л. А. Виноградов. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. (Москва, 1900), с. 25: