Что значит - Гомиюк?

31.05.2018 12:10

Рогалев, А. Ф. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.

ISBN  978-985-7065-05-9

Автор книги доктор филологических наук, профессор А. Ф. Рогалев предлагает свою версию прочтения долетописных реалий Гомеля и его окрестностей, опираясь на лингвистические (преимущественно топонимические) факты.

В книге в форме очерков, связанных единой темой, анализируются местные предания, давние культы и обряды. Исследуется происхождение древних обитателей гомельских окрестностей – радимичей. Рассказывается об их именах. Гомельская история в необходимых случаях органично увязывается с данными мифологии и эзотерическими знаниями.

Внимание читателей привлечёт детальное описание того, как рос Гомель с конца XVIII века и как происходило формирование улиц города.  

Специально анализируются феномены, квалифицируемые обычно как паранормальные явления, которые засвидетельствованы в пределах города и ближайших окрестностях.

Книга предназначена не только специалистам – историкам, лингвистам, географам, краеведам, работникам библиотек и сферы культуры, но и всем тем, кого интересуют история и краеведение.

 

От автора

 

Если изучать первоначальную историю Гомеля и гомельских окрестностей только с помощью летописных известий, то наши представления о далёком прошлом города неизбежно будут очень схематичными, условными и односторонними.

Древние летописи, как правило, регистрировали кульминационные моменты исторического процесса – и такие наиболее важные, общевосточнославянские по своей значимости события, как принятие христианства, и менее значительные, но существенные для истории той или иной местности, как, например, основание городов, смены князей, военные походы и столкновения, браки представителей правящих династий. Детали местной истории оставались вне поля зрения летописца.

Составители летописей не анализировали названия города и окрестных селений, только пересказывали, но не интерпретировали древние легенды и предания, в которых при условии правильного их прочтения обнаруживаются следы фактически имевших место событий.

Кроме того, имеющиеся письменные источники о Гомеле относятся к очень позднему времени (первое упоминание города датируется лишь серединой XII века) и не позволяют составить представления о начальных этапах гомельской истории.

На помощь историкам в таких случаях приходят археологи. Археологические исследования преодолевают временной «барьер» письменных памятников и существенно дополняют наши знания о подробностях именно повседневной жизни жителей как летописного, так и долетописного Гомеля.

Благодаря изысканиям гомельских археологов стало неопровержимым фактом давнее предположение о том, что Гомель существовал задолго до упоминания его в 1142 году в Ипатьевской летописи.

В середине XII века Гомель являлся достаточно крупным политическим, торговым и культурным центром Восточной Славии. Археологические материалы дали возможность заключить, что ещё в конце X – начале XI веков Гомель был поселением городского типа.

Однако и возможности археологии ограничены. Выдающийся историк XX века, автор пассионарной теории этногенеза Лев Николаевич Гумилёв (1912–1992) писал: «Мы иногда встречаемся со слепой верой в могущество археологических раскопок, основанной на действительно удачных находках…

Но ведь это исключение, а по большей части археолог должен довольствоваться черепками, поднятыми из сухой пыли раскалённых степей, обломками костей в разграбленных могилах и остатками стен, высотой в один отпечаток кирпича. А при этом ещё надо помнить, что найденное – ничтожная часть пропавшего…

Никогда не известно, что именно пропало, а считать пропавшее несуществовавшим и не вводить на это поправки – ошибка, приводящая заведомо к неправильным выводам».

Действительно, пользуясь лишь безгласным археологическим материалом, трудно судить о том, как назывались соответствующие народы, заселявшие территорию распространения той или иной археологической культуры, на каких языках говорили представители отдельных группировок, на каких языках – их предшественники.

За теми или иными археологическими древностями могут скрываться единства разного рода. Материальная культура перенимается соседями легко, так как зависит от ландшафтных условий и уровня техники, и все этнодиалектные группы внутри соответствующего региона обладают сходной структурой культуры.

В современной науке при реконструкции историко-культурного ландшафта, для определения этнической и языковой принадлежности древних обитателей соответствующей местности в дополнение к собственно историческим и археологическим материалам широко привлекаются языковые данные, в частности, географические названия (топонимы).

Топонимия местности позволяет увидеть то, что не отображено в документах и не выражено в археологических материалах. Поэтому географические названия нужно воспринимать как своеобразные документы, специфические исторические памятники, имеющие значение первоисточников.

Эта книга, хотя и написана на основе предшествующего нашего исследования под названием «От Гомиюка до Гомеля. Городская старина в фактах, именах, лицах» (издание 2006 года), тем не менее представляет собой новую работу, в которой уточнены прежние выводы, дополнены наблюдения, касающиеся предыстории Гомеля, формирования его улиц и отдельных районов.

С помощью географических названий мы реконструируем доисторический природный и этноязыковой ландшафт гомельских окрестностей, общий вид и характер местности, в которой происходило формирование догородских поселений, а затем и самого города.

Специальный раздел посвящён происхождению радимичей, причём историко-лингвистические соображения дополняются анализом радимичских обрядов, традиций, личных имён.

Существенно новыми являются разделы, в которых рассматриваются древние культы волка и цмока (дракона), характерные для гомельских окрестностей в прошлом, а также раздел, где анализируются городские предания о подземных ходах в пределах парка Румянцевых и Паскевичей.

Отдельные очерки посвящены формированию центральных и периферийных улиц Гомеля, происхождению их названий. Эта часть книги построена на истинно краеведческом материале, собранном и осмысленном нами за многие годы поисков, расспросов старожилов и очевидцев того, о чём рассказывается. Здесь местная история приобретает тот неповторимый колорит, который близок и дорог каждому человеку, любящему и ценящему свою малую родину.

В завершающем разделе книги представлена часть тех материалов, которые автор собирает и активно изучает в последнее время. Они касаются так называемых «мест силы» в границах собственно Гомеля и ближайших к нему районов, где наблюдаются непонятные и необъяснимые, на первый взгляд, явления.

Здесь же в новом историко-эзотерическом аспекте подано прошлое такого известного микрорайона Гомеля, как Волотова, в частности, его исторического ядра – территории вокруг древнего культового центра, где ныне находится Николаевская церковь.

Само название Гомель анализируется не только в традиционных лингво-историческом и культурологическом аспектах, но и с применением разработанного нами буквенно-числового метода.

Структура книги и подача материала в виде отдельных очерков с оригинальным сюжетом, имеющим форму мини-исследования, сама манера изложения, наконец, язык книги, не отягощённый специальной терминологией и соответствующий нормам публицистического стиля, свидетельствуют, что написанное – это прежде всего книга-версия, самовыражение автора, увлечённого прошлым, личный взгляд учёного, стремящегося отыскать и увидеть то, чего не замечают другие.

Мы пытаемся, исходя из представленного на своеобразной исторической сцене, из разрозненных топонимических и мифологических материалов, заглянуть за опущенный самим временем занавес и представить то, что никогда не будет из-за отсутствия прямых доказательств и документов описано ни в одном формальном научном трактате.

 

Что значит – Гомиюк?

 

Название этого древнего оврага, как нам представляется, состоит из двух частей, вторая из которых как раз и возникла в языке дославянских обитателей данной местности.

По крайней мере, в суффиксе -ук (-юк) есть основания видеть «стёртый» географический термин со значением «вода», «река»...

Подробнее об этом читайте в печатном варианте книги.