Гомель и окрестности. Старинные культы и обычаи.

13.06.2018 16:18

Источник: © Рогалев, А. Ф. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.

ISBN  978-985-7065-05-9

Автор книги доктор филологических наук, профессор А. Ф. Рогалев предлагает свою версию прочтения долетописных реалий Гомеля и его окрестностей, опираясь на лингвистические (преимущественно топонимические) факты.

В книге в форме очерков, связанных единой темой, анализируются местные предания, давние культы и обряды. Исследуется происхождение древних обитателей гомельских окрестностей – радимичей. Рассказывается об их именах. Гомельская история в необходимых случаях органично увязывается с данными мифологии и эзотерическими знаниями.

Внимание читателей привлечёт детальное описание того, как рос Гомель с конца XVIII века и как происходило формирование улиц города.  

Специально анализируются феномены, квалифицируемые обычно как паранормальные явления, которые засвидетельствованы в пределах города и ближайших окрестностях.

Книга предназначена не только специалистам – историкам, лингвистам, географам, краеведам, работникам библиотек и сферы культуры, но и всем тем, кого интересуют история и краеведение.

 

«Перепекание» детей

 

У радимичей, преемственно связанных с предшествующим населением Посожья, существовал восходящий к древнейшей инициации обряд «перепекания», который заключался в следующем.

Часто болевшего или слабого от рождения ребёнка помещали в печь («материнское начало») и «перепекали», имитируя новое рождение.

Такому ребёнку могли присвоить прозвание Печень в значении «печёный» или Перепеча – «перепечённый». Сын Печеня нередко получал имя Печёнко (буквально «малый Печень») или отчество Печенёв, ставшие впоследствии фамилиями. В Гомеле есть и носители фамилий Печень и Перепеча.

Заметим, что в печи действительно часто лечили не только детей, но и взрослых. Человека плотно укутывали в толстую материю (в новое время – в одеяло) и сажали в натопленную печь на несколько минут.

В разговорном стиле литературного языка, в бытовой сфере нередко для негативной характеристики человека употребляется слово недопеченный в значениях «неудалый», «ни на что не годный». Это слово – не что иное, как отголосок древнейших представлений о функции печи и связанных с нею обрядовых действиях.

Есть ещё одно словесное выражение, отображающее символику печи, – плясать от печки. В основе этого выражения – буквальное соприкосновение с печью или обращение к ней перед началом многих дел и предприятий.

Рождавшегося ребёнка трижды обносили вокруг печи. Сваты перед тем, как идти сватать девушку, дотрагивались в доме до печи. Сваха, войдя в дом предполагаемой невесты, грела руки у печи. На следующий день после свадьбы молодую жену подводили к печи, что обеспечивало, как считали, рождающую силу женщины.

 

Магический камень радимичских волхвов

 

Радимичские волхвы совершали колдовские действия посредством «магического камня», которым являлся бесцветный прозрачный минерал, разновидность кристаллического кварца.

Не исключено, что его добывали в местности, где ныне расположена деревня Песочная Буда Гомельского района и где имеются залежи кварцевого песка.

Этот минерал воспринимался как камень, отображающий и являющий взору события, удалённые во времени и пространстве, позволяющий читать судьбы живущих, предрекать грядущее, объяснять совершившееся.

Прозрачный кристаллический кварц «пропускал» взгляд и якобы служил каналом связи параллельных миров, граница между которыми скрыта от человеческого глаза.

Взгляд сквозь кристалл «открывал» тайну невидимого, позволял проникнуть в область сверхъестественного существования, перейти из линейного, конечного и быстротечного земного времени в иное временнóе измерение – вечное, бесконечное и непрерывное.

Там, в этой таинственной области, где время идёт по кругу, который является символом вечности и одновременно символом Вселенной, волхвы, как считалось, находили объяснение смысла бытия и небытия, жизни и смерти.

В волшебных сказках мы встречаем волшебную хрустальную (стеклянную) гору как место погребения и хрустальный гроб, в котором покоится мёртвая царевна.

В этих образах концентрируется магическая сила кварцевых пород как средства, устанавливающего канал связи между земным и неземным мирами (Явью и Правью), по которому перемещается душа умершей (уснувшей) царевны.

Аналогичную функцию выполняют и кристаллы льда в царстве сказочного Морозко, и его волшебный ледяной посох.

 

Волковичи, культ волка

 

Среди гомельских бояр XVI века первым и самым именитым, как можно полагать, был Левон Григорьевич Волк, который владел родовым селом Волковичи.

Этот населённый пункт впервые упоминается в «Реестре ревизии господарской Гомельской волости 1560 года». В 1776 году «старинная деревня Волковичи» указывалась как владение фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.

Название Волковичи связано с антропонимом Волк: Волкволковичи («подданные Волка») → Волковичи. Коллективное прозвище жителей села волковичи по ассоциации стало названием места их поселения...

Подробнее рассказано в печатном варианте книги.