Гомель. Залинейный район. Улицы Стасенковская (Будённого, Барыкина), Первая (Барыкина), Вторая (Смолячкова), Третья (Дундича)

02.06.2018 05:20

Рогалев, А. Ф. Гомель: страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2014. – 248  с.

ISBN  978-985-7065-05-9

Автор книги доктор филологических наук, профессор А. Ф. Рогалев предлагает свою версию прочтения долетописных реалий Гомеля и его окрестностей, опираясь на лингвистические (преимущественно топонимические) факты.

В книге в форме очерков, связанных единой темой, анализируются местные предания, давние культы и обряды. Исследуется происхождение древних обитателей гомельских окрестностей – радимичей. Рассказывается об их именах. Гомельская история в необходимых случаях органично увязывается с данными мифологии и эзотерическими знаниями.

Внимание читателей привлечёт детальное описание того, как рос Гомель с конца XVIII века и как происходило формирование улиц города.  

Специально анализируются феномены, квалифицируемые обычно как паранормальные явления, которые засвидетельствованы в пределах города и ближайших окрестностях.

Книга предназначена не только специалистам – историкам, лингвистам, географам, краеведам, работникам библиотек и сферы культуры, но и всем тем, кого интересуют история и краеведение.

 

Залинейный район. Улицы Стасенковская (Будённого, Барыкина), Первая (Барыкина), Вторая (Смолячкова), Третья (Дундича)

Название Залинейный район исторически понималось так: «территория города и все улицы, располагавшиеся за линиями Либаво-Роменской и Полесской железных дорог».

Либаво-Роменская железная дорога – это сетка железнодорожных линий, которые связывали белорусские губернии с портами Балтийского моря, Украиной и иными районами Российской империи.

Железная дорога была создана указом Сената об объединении Либавской и Ландварово-Роменской железных дорог в одну – Либаво-Роменскую.

Наименование железной дороги было образовано от обозначения двух крайних точек на географической карте, откуда начиналась и где заканчивалась данная железная дорога: Либава – это прежнее название современного города Лиепаи на территории Латвии, Ромны – город, райцентр Сумской области Украины.

Линия Либаво-Роменской железной дороги, как мы уже говорили, была проведена через Гомель в 1873 году.

Во второй половине XIX века существовало несколько участков Полесской железной дороги: Брестско-Гомельский, Гомельско-Брянский, Барановичско-Белостокский, Виленско-Ровенский.

Строительство участка от Бреста до Пинска началось в 1882 году, остальных – в 1883 году. Через Гомель линия Полесской железной дороги прошла в 1888 году.

Все указанные участки были одноколейными, поскольку железнодорожное полотно прокладывалось преимущественно по лесной и в значительной степени заболоченной местности.

Полесская железная дорога строилась в стратегических целях. От неё больших доходов не ожидали. Тем не менее она уже очень скоро начала давать государству прибыль (в 1896 году, например, свыше пяти миллионов рублей).

К 1911 году за линиями Либаво-Роменской и Полесской железных дорог, к западу от первоначального Гомеля, существовало уже 47 улиц. В дальнейшем их стало больше…. Авторское право. Ссылка обязательна.

Всю статью можно прочитать только в печатном издании.