Система гомельских оврагов. Древнее озеро в нынешних пределах Гомеля.

01.06.2018 12:12

Источник:

© Рогалев, А. Ф.

Р 59   Гомельская старина. События, факты, исторические топонимы, первые фамилии  / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2018.

Книга профессора А. Ф. Рогалева, посвящённая его излюбленной теме – гомельской старине, состоит из ряда очерков и рассказов, в которых излагаются события и факты, имеющие существенное значение для понимания былого.

Здесь же зримо и незримо присутствуют люди, жизнедеятельность которых переплетена с историей Гомеля.

Рассматриваются также первые зафиксированные фамилии жителей Гомеля и окрестных гомельских сёл, датируемые XVII веком.  

Книга адресована историкам, лингвистам, географам, краеведам, работникам библиотек, сферы культуры и всем тем, кто интересуется историей, краеведением, топонимикой и антропонимикой.   

 

Система гомельских оврагов. Древнее озеро в нынешних пределах Гомеля.

 

В очень давние от нашего времени века территория современного гомельского центра была испещрена оврагами, которые являлись самой заметной особенностью местности. Оврагов было много, и остатки их мы сейчас перечислим.

Прежде всего, это известный всем гомельчанам парковый овраг Гомиюк с так называемым Лебединым озером. Далее – также хорошо известные Киевский спуск и Ильинский спуск, возле которого расположен Ильинский староверческий храм.

Остатком древнего оврага является также спуск, ведущий к Сожу от улицы Билецкого в районе гребной базы. Историческое его название – Боярский спуск.

Через некоторое расстояние от него есть ещё один крутой спуск – по улице Сожской, известный старожилам как Крушевский спуск.

В районе современного грузового порта в начале XX века существовал овраг под названием Дедно. Как мы полагаем, с этим оврагом связана конечная часть нынешней улицы Волотовской, представляющей собой крутой спуск к Сожу.

Недалеко отсюда, на участке между современным телецентром и цирком (напротив улицы Комсомольской), находились верховья так называемого Цыганского спуска. Впрочем, его верховья, как и других оврагов, в значительной степени «стёрты» временем. Сохранились лишь отдельные их «следы», которые, в отличие от низовий, не так заметны глазу.

Вспомним, например, отчётливое понижение по Советской улице вблизи Пионерского парка, а также менее рельефное понижение возле площади Труда.

Первая низина, по-видимому, являлась верхней частью оврага, который шёл далее по улице Волотовской и, как можно предполагать, ответвлялся в сторону улицы Сожской.

Вторая низина наверняка связана с Киевским или Боярским спусками, а может быть, и с оврагом Гомиюк, имевшим, по рассказам старожилов, три вершины.

Если рассматривать русла не каждого оврага в отдельности, а внимательно проанализировать их в системе, то мы увидим, что все овраги начинались примерно из одного места, из общего центра.

Это был болотный массив, который в середине XIX века находился на северо-западной окраине города. В 1873 году через Гомель прошла линия Либаво-Роменской железной дороги, которую на участке от нынешней улицы Полесской до вокзала пришлось прокладывать по низинной, болотистой местности. Тут требовалось насыпать грунт, который возили с другого участка железной дороги в границах города, где, наоборот, необходимо было срезать лишние пласты земли.

Таким участком была территория от современного Мохова переезда, расположенного на месте пересечения улиц Гагарина и Украинской, и до самой реки Сож. Ширина участка, на котором срезалась земля, была равна ширине железнодорожного полотна. Тут делали плавный, постепенный спуск линии железной дороги до уровня реки, в результате чего образовалась так называемая Горка (городской микротопоним, неофициальное наименование), вдоль которой сформировалась улица Андреевская (сегодня – Украинская).

Возвратимся, однако, к болотному массиву... Ссылка обязательна.

Читать текст в полном объёме можно по печатному изданию.