Специфика именования жителей Гомеля во второй половине 18 века / исследование А. Ф. Рогалева

07.03.2016 11:28

В 70-е годы XVIII века, официальное именование гомельских мещан было трёхчленным: «личное христианское имя + полуотчество + фамилия», при этом бόльшая часть фамилий относилась к непатронимическому типу:

Василь Степанов Дрозд,

Тит Фёдоров Рудой,

Михайла Петров Шелеп,

Карп Михайлов Колоберды,

Иван Петров Глоба,

Демьян Иванов Жихар...

Среди патронимических фамилий встречались фамилии белорусского и русского типов, причём фамилии русского типа были характерны для некоторых гомельских мещан и для жителей староверческой Спасовой Слободы, находившейся за городской чертой.

К фамилиям белорусского типа относились, например,

Порвенок,

Жидкович,

Чурок,

Варенчик,

Козачёнок,

Стасенок или Стасёнок,

Павличёнок.

К фамилиям русского типа –

Ховхунов,

Аксамитов,

Празников,

Ануфриев,

Тарасов,

Купреев,

Штихов,

Негрейкин,

Свиридов,

Простаков,

Денисов,

Спиридонов,

Хатунцев,

Гридинов,

Афанасьев,

Рушанинов и тому подобные.

Возрастание числа фамилий русского типа во второй половине XVIII века объясняется притоком в город и особенно в его окрестности русских переселенцев из различных районов России. Среди этих переселенцев преобладали старообрядцы, селившиеся, как правило, отдельно от коренного населения..

В 1776 году, как следует из описи имения фельдмаршала Петра Александровича Румянцева, в Гомеле насчитывалось 60 дворов и 56 бездворных изб, принадлежавших евреям. Общая их численность складывалась из 310 человек мужского пола и 301 человека женского пола. Официальное именование евреев-мужчин являлось двучленным и осуществлялось по формуле «личное имя + отчество», при именовании еврейских женщин указывалось только личное имя.

Именования гомельских евреев и православных мещан во второй половине XVIII века могли пересекаться только в той части антропонимикона, которая имела библейские истоки, поскольку древнееврейские (библейские) по происхождению личные имена нередко включались православной церковью в канонические именные списки (Иосиф, Моисей, Иона, Авраам, Самуил, Давид, Исаак, Наум, Яков, Ева, Агарь, Руфь, Сусанна и другие).

Типичными именованиями гомельских евреев в 1776 году были:

Израиль Нохимович,

Иосель Мовшович,

Янкель Мордухович,

Берка Лейбович,

Евель Нохимов,

Шимон Ёселев,

Ерохим Файбишов,

Гирша Нахимович,

Абрам Мовшович,

Шимша Мееров,

Ицка Мовшович,

Хаим Самуилович,

Лейба Мовшович,

Мендаль Давыдов,

Лейзер Евелев,

Шлома Лейбович,

Файбиш Шлёмов и тому подобные...

Наиболее частотными мужскими православными именами в Гомеле в конце XVIII века были Иван, Григорий, Андрей, Фёдор, Семён, Василий, Степан, Дмитрий, Яков, Павел...

В официальном именовании именитых людей основная нагрузка постепенно легла на фамилию, перед которой, ориентируясь на западную традицию, указывались инициалы, а также титул, чин, должность. В XIX веке в официальных записях лиц всех сословий даже не выделяли графу для отчеств. Только в конце XIX века в документах, удостоверяющих личность, запись отчества вновь стала обязательной. В XX веке эта традиция сохранилась.

© Фрагменты текста из книги: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей. – Гомель: Барк, 2009. – С. 76–81.

Полный текст только в печатном издании. По вопросам происхождения фамилий обращайтесь непосредственно к автору.